Турция официально не признает Республику Кипр, и Анкара ставит под сомнение право Республики Кипр выступать в качестве правомерного представителя всего острова.
Последняя значимая попытка объединить остров, так называемый План Аннана, провалилась в 2004 году. Вслед за напряженными переговорами состоялся референдум. Греки-Киприоты отказались принять выставленное на рассмотрение решение Кипрского вопроса, несмотря на то, что Турки-Киприоты проголосовали «за».
Остров Кипр был разделен в 1974 году, когда вооруженные войска Турции высадились на территорию Кипра вслед за инициированным Грецией государственным переворотом, целью которого было объединение острова с Грецией. Анкара признает так называемую Турецкую Республику Северного Кипра, но не поддерживает дипломатических отношений с признанной международным сообществом Республикой Кипр. На протяжении нескольких десятилетий неоднократно предпринимались тщетные попытки объединить остров. На референдуме 2004 года план, предложенный Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном, был одобрен Турецкой стороной, но отклонен Греческой.
Некоторые обозреватели считают, что попытка Турции увеличить политическое давление на Греко-Киприотское правительство и ее Европейских партнеров могут принести больше вреда, чем пользы и подорвать переговоры о приеме Турции в состав ЕС.
Среди стран, когда-либо претендовавших на вступление в состав ЕС, Турции приходится ждать дольше всех. Переговоры начались в 2005 году, но в связи с нерешенной Кипрской проблемой процесс зашел в тупик. В результате 14 из 25 глав переговоров о вступлении Турции в ЕС на данный момент заблокированы, и в течение последующих шести месяцев никакого продвижения не предвидится.
Турецкие дипломаты заявляют о том, фокус их внимания будет направлен на внутренние дела страны. Это позволит открыть новые главы в переговорах о приеме Турции в ЕС, и в 2013 году будут проведены необходимые реформы.
«Турция всегда будет поддерживать отношения с ЕС. Мы никогда не отказывались от возможности пополнить ряды стран-участниц», - заявил Турецкий посол Йенел. «Работа в этом направлении продолжается. Мы верим в то, что вступление Турции в ЕС пойдет на пользу обеим сторонам. Мы также надеемся, что нам удастся преодолеть все преграды», - подчеркнул он.
По словам Турецких дипломатов, в связи с изменениями в Лиссабонском Договоре, переходящее президентство играет незначительную роль в формировании политического курса ЕС, и бойкот со стороны Турции ни в коем разе не подорвет отношения Турции с институтами ЕС и странами-участницами.
Однако обозреватели предостерегают о том, что последующие шесть месяцев могут привести к новым проблемам. В конце прошлого года разведывательные работы по поиску нефти и природного газа в Восточном Средиземноморье обострили и без того сложные отношения между Турцией и Кипром.
Министры иностранных дел шестнадцати стран-участниц ЕС вновь заострили внимание на проблематичных отношениях Турции и Кипра в совместной статье, опубликованной в «Хюрриет Дэйли Ньюс». «Конструктивный вклад Турции в решение Кипрского вопроса и ее согласие открыть морские порты и аэропорты Турции для Кипрских морских и воздушных суден являются ключевыми факторами», - заявили они, уклонившись от выставления строгих требований Анкаре. «Необходим прогресс в решении такого важного вопроса, как ЕС/НАТО сотрудничество, где Турции необходимо проявить гибкости».