Президент Турецкой республики Северного Кипра Мехмет Али Талат в интервью «Газете». 16 января закончится первый этап обсуждения шести общих тем между Северным Кипром и Республикой Кипр. Стороны должны прийти к согласованной позиции относительно распределения власти. В интервью корреспонденту «Газеты» Игорю Крючкову президент Северного Кипра Мехмет Али Талат рассказал о текущих переговорах и своем видении процесса мирного урегулирования.
- Президент Республики Кипр Димитрис Христофиас недавно заявлял, что процесс мирного урегулирования кипрской проблемы замедлился. Почему это произошло?
- Я еще до Христофиаса начал жаловаться на замедление переговоров. Он обвиняет турецкую сторону в том, что мы выдвигаем требования, которые выходят за рамки, установленные ООН. Однако это неправда. Все происходит с точностью до наоборот. Замедление процесса урегулирования происходит из-за того, что греческая сторона не желает активизировать его.
Изначально речь шла о том, что переговоры должны проходить два раза в неделю. К сожалению, Христофиас не мог согласиться на такой интенсивный график. Он настоял на том, чтобы главы Северного Кипра и Республики Кипр встречались лишь один раз в неделю. И мы согласились - что мы могли поделать?
Кроме того, некоторые требования, которые выдвигает греческая сторона, беспрецедентны в истории мирных переговоров в рамках ООН. Это касается прежде всего вопроса о главе будущего единого Кипра. Так, греческая сторона требует, чтобы лидер объединенной страны выбирался только греками-киприотами. Это недопустимо и сильно замедляет процесс мирного урегулирования.
Помимо этого Христофиас отказался от того, что он раньше поддерживал: основываться во время переговоров на уже одобренном плане Кофи Аннана (см. справку). Он мог бы стать документальной основой для мирного урегулирования. Без такой основы нельзя ожидать, что проблемы будут решаться быстро.
В прошлом Христофиас неоднократно высказывался за то, чтобы в переговорах отталкиваться от плана Аннана. За несколько месяцев перед выборами в Республике Кипр Республиканская турецкая партия, представлявшая коалиционное правительство Севера, вела переговоры с Прогрессивной партией трудового народа Кипра, и план Аннана тогда воспринимался как основа для урегулирования. Однако после того, как Христофиас выиграл на выборах и стал президентом, он изменил свою прежнюю позицию и отверг план Аннана.
Что можно ожидать от такого подхода? Я жаловался на медленный темп переговоров уже давно. А в последнее время схожие заявления начал делать Христофиас. Но он обвиняет в этих задержках турок-киприотов, говоря, что мы требуем большего, чем предполагает план Аннана. Получается, что Христофиас не считает свою сторону никоим образом связанным с этим документом, но считает, что турки-киприоты должны быть им связаны. Разве это справедливо?
Лично Христофиас, как мне кажется, действительно хочет найти решение проблемы. Но я не уверен, насколько он преуспеет в этом, поскольку его партнеры не разделяют его стремлений. Ему придется убедить греков-киприотов, чтобы они были готовы объединиться и идти на компромисс.
- Едино ли греческое население Кипра в вопросе объединения острова?
- Нельзя сказать, что общественное мнение греков-киприотов по этому поводу расколото. Большинство из них, конечно, желает объединения. Однако греки-киприоты хотят доминировать в политической жизни будущего государства. И необходимо приложить усилия, чтобы объяснить им: так урегулировать проблему не удастся. Сегодня этого усилия как раз и не хватает.
- По мнению греческой стороны, турецкое население требует слишком многого для меньшинства, которым они являются. Какова ваша позиция?
- В политическом смысле турки-киприоты равны грекам. Это было одобрено не только греками-киприотами, но и всеми международными участниками кипрского урегулирования, в том числе и ООН. Численность турецкого населения действительно меньше, чем греческого. И турецкое население требует соблюдения своих прав на основе политического равноправия. Ничего большего. Но неправда, что мы требуем большего, чем заслуживаем.
Мы хотим партнерских отношений. И на самом деле они существовали в 1960 году.
Кроме того, решение проблемы требует создания федерации, в которой греки-киприоты получат свое конституционное государство, а турки-киприоты - свое. Турецкое население должно получить свое место в федеральном правительстве, а также право управлять своим субъектом федерации. Если эти требования будут выполнены, у нас не будет проблем с объединением.
- Является ли сейчас Совет Безопасности ООН активным игроком в урегулировании кипрской проблемы?
- К сожалению, греческая сторона не хочет, чтобы Совбез играл активную роль. Она подчеркивает, что Кипру нужно исключительно кипрское решение без какого-либо участия международного сообщества.
- Вы думаете, что с участием ООН и Совбеза процесс мирного урегулирования был бы более успешным? Какова в процессе роль Турции?
- Если бы тогда в процесс мирного урегулирования не вмешалась ООН, а ее тогдашний генсек не стал бы в нем посредником, то этот план не смог бы быть вынесен на референдум. Поэтому без активного участия международного сообщества урегулирование кипрского вопроса будет безуспешным. Я имею в виду все аспекты проблемы. Республика Кипр и Северный Кипр могут договориться о ряде вопросов. Однако по всем вопросам без вмешательства международного сообщества консенсуса достичь невозможно. И в этом ключ проблемы.
Турция пока не является активным игроком на переговорах. Однако когда будет согласован вопрос о гарантах безопасности, Турция будет полноценным участником.
Нынешние переговоры между Республикой Кипр и Северным Кипром подразумевают обсуждение шести общих тем. Первая - это распределение власти в правительстве. Я ожидаю, что в эту пятницу мы успешно завершим обсуждение этой темы. Оставшиеся пять тем можно определить следующим образом: проблема собственности (отчужденной после начала конфликта. - «Газета»), экономика, отношения с ЕС, территориальный вопрос, а также вопрос гарантии безопасности.
-- Сейчас Турция стремится стать частью Евросоюза. Кипрская проблема тормозит этот процесс как никакая другая. Не чувствует ли Северный Кипр давление со стороны Турции в этом смысле?
- Турция всегда желала скорейшего решения кипрской проблемы. По крайней мере с 2004 года я наблюдал это собственными глазами.
- Что произойдет, когда Кипр объединится? Готовы ли турки-киприоты стать неотъемлемой частью Евросоюза? Останутся ли они частью исламского мира?
- Конечно, турки-киприоты всегда стремились стать частью ЕС. К тому же Евросоюз - это настоящая мозаика, и вхождение в него вовсе не означает, что Северный Кипр перестанет быть частью исламского мира. В культурном аспекте турки-киприоты всегда были самыми европеизированными турками. Во всяком случае, Северный Кипр никогда не позиционировал себя как исламская страна. Мы всегда заявляли о своей секулярности. Кроме того, на Северном Кипре живет много людей - приверженцев других конфессий. Например, православные христиане.
- Влияет ли на переговоры по кипрской проблеме ЕС?
- Нет, по нашему мнению, в урегулировании должна принимать участие только ООН. Дело в том, что Греция, как часть Евросоюза, может сильно повлиять на мнение всего ЕС. Он не может быть беспристрастным. Мы принимаем только техническую помощь от ЕС.
- Довольны ли вы позицией России в мирном процессе на Кипре?
- Мы критически относимся к ее позиции. Россия сегодня действует как слепой защитник греков-киприотов. Особенно это заметно в Совбезе ООН. Это звучит тем более печально, что большинству в нынешней администрации Северного Кипра, включая меня, очень нравится Россия. Мы относимся к вашей стране дружелюбно и стремимся к контактам.
- По вашему мнению, когда можно ждать объединения Кипра?
- Я с некоторых пор боюсь строить такие планы. В последний раз я предполагал, что урегулирование завершится в конце 2008 года. Как видите, я сильно ошибся.
Впрочем, я предполагаю, что в течение 2009 года мы обговорим все темы. Видите, чтобы решить первую из упомянутых мной проблем, потребовалось около пяти месяцев. Остальные темы, как я ожидаю, не потребуют столь долгого обсуждения.
- Намерены ли вы продолжать политическую карьеру после того, как Кипр станет единым?
- Я пока не решил. Может быть, уйду на покой и напишу книгу о корнях нынешних проблем Кипра, об исторических событиях, свидетелем которых я был в молодости.
15.01.2009 / ИГОРЬ КРЮЧКОВ Материал опубликован в "Газете" №5 от 16.01.2009г.